Как петербуржцы нашли дореволюционные росписи под краской в парадной дома на Лахтинской
и почему важно их восстановить
Вековые лотосы
Санкт-Петербурга
Доходный дом 1906 года постройки на Лахтинской, 3 принадлежал Потомственному почетному гражданину Василию Тимофееву.

Главное, чем знаменит этот дом, — в нём была квартира А. А. Блока, как раз в той парадной, где нашлись росписи. Для жителей это важно, они даже сделали граффити с изображением Блока у себя во дворе. Забавно, что они сначала протестировали трафарет на черной лестнице, а потом сделали чистовой рисунок. Так что сейчас там два Блока. В остальном — это рядовой дом Петроградской стороны.
Что это за дом?
Блок 1
Блок 2
1906
2022
ПРОШУ ПОВЕРНУТЬ
ЛОТОСЫ И БЕНДЖАМИН
ВОССТАНАВЛИВАТЬ
КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА
Вековые лотосы Санкт-Петербурга
Доходный дом 1906 года постройки на Лахтинской, 3 принадлежал Потомственному почетному гражданину Василию Тимофееву.

Главное, чем знаменит этот дом, — в нём была квартира А. А. Блока, как раз в той парадной, где нашлись росписи. Для жителей это важно, они даже сделали граффити с изображением Блока у себя во дворе. Забавно, что они сначала протестировали трафарет на черной лестнице, а потом сделали чистовой рисунок. Так что сейчас там два Блока. В остальном — это рядовой дом Петроградской стороны.
Что это за дом?
Блок 1
Блок 2
1906
2022
ПРОШУ ПОВЕРНУТЬ
ЛОТОСЫ И БЕНДЖАМИН
ВОССТАНАВЛИВАТЬ
КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА
Как петербуржцы нашли дореволюционные росписи под краской в парадной дома на Лахтинской и почему важно их восстановить

Что это за дом?

Доходный дом 1906 года постройки на Лахтинской, 3 принадлежал Потомственному почетному гражданину Василию Тимофеевичу Тимофееву.
Главное, чем знаменит этот дом… (читать дальше)
В первую очередь дом известен почитателям творчества А. А. Блока — в одной из квартир, как раз в той парадной, где обнаружились росписи, в 1906—1907 годах поэт жил со своей супругой Менделеевой Л. Д.
Для жителей это важно, они даже сделали граффити с изображением Блока у себя во дворе. Забавно, что они сначала протестировали трафарет на черной лестнице, и только потом сделали чистовой рисунок. Поэтому до недавних пор в доме было два Блока. Летом 2023 года при капитальном ремонте фасадов дома граффити закрасили.
В остальном — дом № 3 на Лахтинской улице — типичный доходный дом Петроградской стороны.
ЯРОСЛАВА
ЕКАТЕРИНА
ИННА
ЖАННА
АЛЕКСЕЙ
ГЭНГЪ
АЛЕКСАНДРА
На них обратила внимание Екатерина Каспарьянц, архитектор и реставратор, которая живет в этом доме. Рядом с ее квартирой на верхнем этаже случилась серьезная протечка, из-за чего верхний слой краски на стене отошел. Так раскрылся небольшой участок старого покрытия, и проявились красные лотосы. Поэтому находка этих росписей — явление случайное, никто их намеренно не искал. Они открылись после ЧП, а потом уже реставраторы нашли кусочки того же узора на других этажах.
Инна Дюкова, соседка Екатерины, узнав от неё о росписях, обратилась к Алексею Шишкину — краеведу и сооснователю объединения «Гэнгъ». Она попросила объяснить, что это такое, насколько это ценно, что с этим можно теоретически и практически сделать.
Первыми росписи изучали Жанна Максименко — реставратор высшей категории из Русского музея, Саша Болгарова — постоянная реставрационная консультантка «Гэнга», и Ярослава Максименко — краевед. Изначально было видно совсем немного, полтора цветочка. Они втроем расчистили несколько квадратных метров, маленькими скальпелями снимая краску. Стали видны повторяющиеся элементы, объем. Сохранившийся рисунок они укрепили, чтобы он не разрушался.
Как обнаружили росписи?
Как обнаружили росписи?

На них обратила внимание Екатерина Каспарьянц, архитектор и реставратор, которая живет в этом доме. Рядом с ее квартирой на верхнем этаже случилась серьезная протечка… (читать дальше)
Из-за этой коммунальной аварии верхний слой краски на стене отошел. Так раскрылся небольшой участок старого покрытия, и проявились красные лотосы. Поэтому находка этих росписей — явление случайное, никто их намеренно не искал. Они открылись после ЧП, а потом уже реставраторы нашли кусочки того же узора на других этажах.
Инна Дюкова, соседка Екатерины, узнав от неё о росписях, обратилась к Алексею Шишкину — краеведу и сооснователю объединения «Гэнгъ». Она попросила объяснить, что это такое, насколько это ценно, что с этим можно теоретически и практически сделать.
Первыми росписи изучали Жанна Максименко — реставратор высшей категории из Русского музея, Саша Болгарова — постоянная реставрационная консультантка «Гэнга», и Ярослава Максименко — краевед. Изначально было видно совсем немного, полтора цветочка. Они втроем расчистили несколько квадратных метров, маленькими скальпелями снимая краску. Стали видны повторяющиеся элементы, объем. Сохранившийся рисунок они укрепили, чтобы он не разрушался.
НИКА
Это трафаретная роспись начала XX века. Изготавливался типовой шаблон, по которому наносилось несколько цветов — обычно изображение было одинаковым на всех этажах, как своеобразный бордюр вдоль лестницы. В то время эта техника была очень популярна, подобные росписи были в большинстве петербургских домов. Вполне возможно, что очень много где они также прячутся под слоями краски. Но на сегодня известно только об одном доме в Петербурге, где такая роспись сохранилась и восстановлена — это дом Бубыря на Стремянной улице. Так что явление это сегодня редкое — нигде такого больше не увидеть.
Можно предположить, что эта деталь продумывалась архитектором и заказчиком в момент постройки. Это -дизайнерская работа, примерно того же уровня, что и выбор краски или рисунка на обоях. Такие росписи обычно выбирались из каталогов — правда, такой рисунок пока нигде не встречался.
Ника Артемьева, эксперт проектов в Фонде «Внимание», также подтверждает вероятность столетнего возраста росписи.
Что это за росписи?
ОРНАМЕНТ
СТРЕМЯННАЯ 11
ОРНАМЕНТ
ДОМ А.Ф. БУБЫРЯ
ОРНАМЕНТ
Что это за росписи?

Это трафаретная роспись начала XX века. Изготавливался типовой шаблон, по которому наносилось несколько цветов — обычно изображение было одинаковым на всех этажах, как своеобразный бордюр вдоль лестницы… (читать дальше)
В то время эта техника была очень популярна, подобные росписи были в большинстве петербургских домов. Вполне возможно, что очень много где они также прячутся под слоями краски. Но на сегодня известно только об одном доме в Петербурге, где такая роспись сохранилась и восстановлена — это дом Бубыря на Стремянной улице. Так что явление это сегодня редкое — нигде такого больше не увидеть.
Можно предположить, что эта деталь продумывалась архитектором и заказчиком в момент постройки. Это -дизайнерская работа, примерно того же уровня, что и выбор краски или рисунка на обоях. Такие росписи обычно выбирались из каталогов — правда, такой рисунок пока нигде не встречался.
Ника Артемьева, эксперт проектов в Фонде «Внимание», также подтверждает вероятность столетнего возраста росписи.
Как восстановят росписи?
Цели расчистить все шесть этажей нет — для этого нужен большой бюджет и много времени. Реставраторы открыли небольшие кусочки на других этажах, чтобы посмотреть, как рисунок выглядел там, изучить его в деталях. Задача теперь — использовать открывшийся узор как образец и воспроизвести его на всех этажах при ближайшем ремонте парадной. И тогда парадная лестница будет выглядеть так же, как сто лет назад. Укрепленный участок на шестом этаже останется как пример подлинной исторической росписи.
Для восстановления росписи необходимо собрать в парадной все фрагменты рисунка и сделать трафарет, который можно будет использовать при ремонте. Первый вариант трафарета на основании раскрытых участков рисунка уже сделала Инна Дюкова. Но с появлением новых деталей трафарет ещё будет дорабатываться.
Жильцы планируют договариваться со своей управляющей компанией о том, чтобы она сделала ремонт с использованием готового образца. Есть уверенность в том, что у жителей все получится — их энергия велика: им уже удалось отменить запланированную перекраску стен в этом году, замену деревянных окон с дореволюционными кремонами (шпингалетами) на пластиковые. В апреле они провели субботник, отмыли печь.
РАСЧИСТКА
ТРАФАРЕТ
КРЕМОН
РАСЧИСТКА
РАСЧИСТКА
РАСЧИСТКА
ТРАФАРЕТ
ПАРАДНАЯ ПЕЧЬ
Как восстановят росписи?

Цели расчистить все шесть этажей нет — для этого нужен большой бюджет и много времени. Реставраторы открыли небольшие кусочки на других этажах, чтобы посмотреть, как рисунок выглядел там, изучить его в деталях… (читать дальше)
Задача теперь — использовать открывшийся узор как образец и воспроизвести его на всех этажах при ближайшем ремонте парадной. И тогда парадная лестница будет выглядеть так же, как сто лет назад. Укрепленный участок на шестом этаже останется как пример подлинной исторической росписи.
Для восстановления росписи необходимо собрать в парадной все фрагменты рисунка и сделать трафарет, который можно будет использовать при ремонте. Первый вариант трафарета на основании раскрытых участков рисунка уже сделала Инна Дюкова. Но с появлением новых деталей трафарет ещё будет дорабатываться.
Жильцы планируют договариваться со своей управляющей компанией о том, чтобы она сделала ремонт с использованием готового образца. Есть уверенность в том, что у жителей все получится — их энергия велика: им уже удалось отменить запланированную перекраску стен в этом году, замену деревянных окон с дореволюционными кремонами (шпингалетами) на пластиковые. В апреле они провели субботник, отмыли печь.
Раньше такие росписи были в Петербурге везде, а теперь многие даже не догадываются об этом. В Хельсинки или Риге подобные исторические росписи регулярно подкрашивают и обновляют.
Второе — видно, как в прямом эфире формируется сообщество неравнодушных людей, живущих в этой парадной. Раскрытие росписи стало для них мотивацией, они стали включаться в жизнь дома. То, что они нарисовали Блока у себя во дворе значит, что у них действительно меняется сознание и видение окружающего, они начинают осознавать, что живут, по сути, в музее. И уже стараются восстановить то, что ещё осталось от прошлого века: кремоны, метлахскую плитку, чугунные перила. У Доходного дома Почетного потомственного гражданина В. Т. Тимофеева определённо начинается новая жизнь.
Почему восстановление росписи важно?
ХЕЛЬСИНКИ
ЛАХТИНСКАЯ 3
ТРАФАРЕТ
ХЕЛЬСИНКИ
РИГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Почему восстановление росписи важно?

Раньше такие росписи были в Петербурге везде, а теперь многие даже не догадываются об этом. В Хельсинки или Риге подобные исторические росписи регулярно подкрашивают и обновляют… (читать дальше)
Важно то, что уже видно, как в прямом эфире формируется сообщество неравнодушных людей, живущих в этой парадной. Раскрытие росписи стало для них мотивацией, они стали включаться в жизнь дома. То, что они нарисовали Блока у себя во дворе значит, что у них действительно меняется сознание и видение окружающего, они начинают осознавать, что живут, по сути, в музее. И уже стараются восстановить то, что ещё осталось от прошлого века: кремоны, метлахскую плитку, чугунные перила. У Доходного дома Почетного потомственного гражданина В. Т. Тимофеева определённо начинается новая жизнь.
Доходный дом В. Т. Тимофеева на карте
1814
2024
Телефон:
E-mail:
АДРЕС
КОНТАКТЫ
СОЦСЕТИ
Телеграм:
все материалы, представленные здесь, предназначены исключительно для информационных целей. хотя эта информация считается достоверной, она может быть представлена с неточностями, упущениями, изменениями или удалена без предварительного уведомления
Сделано на
Тильда 2021-2024